Лимарев В.Н.
Ученый
монах Дунстан у истоков формирования английской
нации и английской культуры.
Основной источник:
Д.Р. Грин. «История Англии и английского народа».
Дунстан
родился Ирландии в деревушке
Грестонбери, около церкви Ины.
Отец
его был состоятельным человеком и имел
отношения со многими религиозными деятелями. В этой религиозной среде и был
воспитан одаренный и веселый, жизнерадостный мальчик Дунстан, проявивший
исключительный интерес к книгам и наукам.
Об
учености Дунстана стала известна в
Вест-Саксонском королевстве (Уэссексе) и король Эдмунд (939-946) пригласил его к себе ко двору.
Дунстана
престал пред свитой короля, как веселый
и остроумный человек, прекрасный оратор, артист и музыкант, игравший на арфе,
пользующийся исключительным вниманием женщин.
Ученый
вызвал раздражение у королевской свиты.
И
однажды, когда он, приглашенный королем, стал следовать за королем, при его перемещениях по стране, это возмутило приближенных короля, они во
время следования по болоту, сбили его с
лошади и втоптали в грязь ногами.
После
этого издевательства, ученый заболел, а когда выздоровел, сделался монахом, дав
обет безбрачия.
После
выздоровления он, как монах, стал
духовником одной высокопоставленной особы, вероятно, из-за отношений с которой,
он пострадал.
Как
духовник он очень часто посещал даму,
занимался не только духовной практикой, но и литературой, живописью, игрой на
арфе, вокруг них образовался своеобразный кружек.
Однажды одна дама пригласила его для совещания относительно рисунка на
платье. Который она вышивала, он вместе с девушками наклонился над работой, в
это время его повешенная на стене арфа стала издавать сама собой звуки, что
вызвало изумление присутствующих.
Связь
Дунстана со двором прервалась после смерти его покровительницы.
Но
к концу своего правления король Эдмунд, после охоты на оленя, где он чуть не
погиб, вдруг раскаялся о
несправедливости по отношению к Дунстану и вновь призвал его ко двору.
Дунстану
удалось оказать сильное влияние на брата короля Эдреда, который после смерти
короля Эдмунда стал королем Англии.
Став королем, Эдред приблизил к себе
Дунстана и сделал своим советником.
Дунстан
участвовал в подготовки коронации Эдреда.
По замыслу организаторов эта коронация должна объединить племена и
народы, проживающие в королевстве.
Корону
на голову Эдреда совместно отдели
представители народов проживающих в королевстве.
Все
народы, проживающие в королевстве, признавались равными: бритты, датчане, кельты и, безусловно, юты англы и саксы. Эти и народы сформировали
английскую нацию.
Во
время всего правления короля Эдреда, (946 -959) Дунстан играл значимую роль в
государстве.
После
смерти короля Эдреда снова в королевстве начались политические раздоры. Королем
стал очень молодого человека Эдвига, действиями которого руководила знатная
дама Этельгифа, ссора с которой Дунстана
во время коронации привела к тому, что
Эдвиг во время коронации убежал в комнату своей покровительницы. По
приказу Дунстана мальчика вытащили оттуда и довели коронацию до конца.
После
этого Этельгифа начала травлю Дунстана и примерно через год он был вынужден
бежать из Англии, с его бегством стала разрушаться вся созданная им система
управления государством.
Этельгифа
женила молодого короля на своей дочери, браком противоречащим канонам церкви.
Недовольство
правлением короля Эдвига привело к
восстанию в Мерсии и Нортумбрии: они в 958 году
провозгласили своим королем брата
Эдвига – Эдгарда.
Эдгарт
привал к себе Дунстана, который
последовательно занял кафедры в Уорчестере
и Лондоне.
В
959 году после «преждевременной» смерти молодого короля Эдвига, Эдгард
(959-975), объединил государство.
Дунстан
сделался архиепископом Кентерберийским и на продолжении целых шестнадцати лет
был министром Эдгара, т.е. главным светским и духовным правителем государства.
Никогда ещё Англия не была так могущественна и не пользовалась таким миром, как
в это время. Её флот совершенно очистил
берега от пиратов; когда пираты, базирующиеся на одном из островов, ограбили купеческий корабль из Йорка, остров,
на котором они базировались, подвергся опустошению.
В
его правление ирландские датчане превратились из врагов в друзей, и, как гласит
придание, восемь вассальных королевств, гребли веслами во время поездки короля
в лодке по Ди.
Политика
Дунстана по примирению и равноправию всех народов вызывала некоторое раздражение англосаксов. Но
он следовал своим курсом: приглашал датчан и на высшие церковные и
административные должности.
Им
был разработан свод законов ( Законы Эдгара ) в который
отражалось равноправие всех народов. Законы
Эдгарда были первой английской конституцией. Они сильно изменили древний устой, рабство
стало исчезать перед усилиями церкви.
В церкви стали учить, что
деяние по освобождению рабов необходимо для спасения души. В соответствии с разработанной
процедурой рабы освобождались перед алтарем на церковной паперти, и на поля Евангелия заносился акт об
их освобождения.
На соборе в Чесли
епископы обязались освобождать перед смертью в своих имениях всех рабов,
попавших в рабство за преступление и по
нужде.
Убийство раба господами
считалось преступлением по уголовному
кодексу, и считалось церковным грехом, на провинившегося налагалась церковная епитимья.
Рабы освобождались от
работы в церковные праздники. Была
возможность у рабов, прикрепленных к земле и зарабатывающих деньги, выкупить
себя из рабства. Работорговля была запрещена в портах.
Благодаря сильной руке в
государстве был наведен порядок, и расцвела торговля. Законы регламентировали
порядок при торговле, регулировали денежное обращение, при положении о
государственных эталонах веса и меры. Со времен Дунстана Лондон получил то
торговое значение, которое он удерживает и до наших дней.
Дунстан не
ограничился реформированием в светской
жизни, он так же произвел реформу в монашества. Реформа в аббатстве Клюди,
побудила Дунстан произвести её и Англии.
«В 910 году герцог Аквитанский (восток Франции) основал Ключиническое аббатство, изъял его из-под юрисдикции светских и духовных
властей и подчинил непосредственно Папе. Жизнь в аббатстве протекала в
соответствии с уставом святого Бенедикта».
Придание предписывает
Эдгару Тихому основание сорока новых монастырей, и впоследствии английское
монашество считало его время началом своего непрерывного существования. Правда,
не смотря на усилия, монастыри с новым уставом утвердились только в Уэссексе и
Восточной Англии, совершенно не привились в Нортумбрии и большей части Мерсии.
Английского
короля, для укрепления его власти, стали
называть «помазанником божьим».
В
975 году тридцатидвухлетний Эдгар умер, оставив детей в отроческом возрасте, и
между сановниками началась ожесточенная борьба из-за вопроса престолонаследия.
Победу
одержал сын Эдгара - Эдуард на собрании мудрых.
Во время одного из таких собраний пол под Эдуардом провалился и он погиб. На
престол сановники возвели десятилетнего мальчика Этельреда. Государственное управление перешло в руки высшего дворянства. Дунстан был лишен власти
и отправился в Кентербери, где спустя девять лет, ориентировочно в 984 году,
скончался.
главная