Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Истоки Западного мышления.

 

«Приблизительно  25 веков назад расцвел эллинский мир, и этот чудесный расцвет культуры ознаменовал зарю западной цивилизации. Древние греки, наделенные какой-то первобытной ясностью  и творческой силой, передали щедрые дары западной мысли. Именно отсюда, из оказавшегося вечным источника,  черпает свое прозрение, вдохновение и обновление современная наука, средневековая теология, классический гуманизм».

( Ричард Тарнас. «История Западного мышления»)

Если проследить далее  к истокам современного Европейского мышления, то мы не остановимся на Древней Греции 6 века до н.э., когда были сформированы философские школы  ставшие базой для научного виденья мира современного человека.   Мы, неизбежно, обратимся к Древнему Египту, откуда черпала свои знания о мироустройстве,  открытая в начале 6 века до н.э. в Милете (Малая Азия) отцом  греческой науки  Филесом научно-философская школа. Филес в молодости был торговцем и посещал Финикию и Египет.

Египетские жрецов  учеными были  религиозными деятелями  создателями и хранителями религиозных догм, но древними учеными постигнувшие тайны бытия, давшими начало многим современным наукам.

При  проектировании  пирамид жрецами производились серьезные математические расчеты, при строительстве пирамид технику,  позволяющую сооружать эти грандиозные сооружения….

В Каирском национальном музеи мне показали плиту, используемую для строительства пирамид с тонким прорезом,  который может сделать в современное время алмазной  дисковой пилой. 

Читайте:

Строители пирамид в Египте производили сложные математические расчеты. /p-r.htm

«В Ассирии (Месопотамии) царская власть раздавила греческую  и сделала из неё свое оружие, тогда как в Египте жречество дисциплинировало царскую власть, не уступала никому своих прав и даже в самые трудные времена  имело влияние на царей, изгоняя деспотов, и всегда управляла народом,  и влияние это происходит из глубокой мудрости, какой не достигло ни одно правящее сословие,  ни в какой стране. Более пяти тысяч лет Египет являлся убежищем чистых и высоких  ученых, которая, в общем, составляла религиозную науку или эзотерическую доктрину  древнего мира. Египет стал той осью, вокруг которой вращалась религиозная доктрина человечества: Иудея, Греция, Этрурия – все это были различные жизненные центры, из которых произошли цивилизации. Черпали они свои основные идеи  в богатых записях древнего Египта». 

(Эдуард Шюре.  «Великие посвященные»)

В записях Древнего Египта черпал и свои идеи Пифагор – выдающийся  греческий ученый-филосов, которого можно, с учетом сказанного выше, назвать истоком современного Западного мышления.

532 г до н.э.  -  образовался союз пифагорейцев.

Пифагор, сын Мнесарха, родился в 576г. до н.э. на острове Самос.  По преданию учился в Египте, много путешествовал.  В 532 г до н.э. он прибыл  в греческую колонию  Кротон в Южной  Италии.  Там  он основал религиозную общину – союз пифагорейцев.

Пифагор был, видимо, первым, кто открыл человечеству могущество абстрактного знания. Он показал, что именно разум, а не органы чувств приносят человеку истинное знание. Вот почему он советовал своим ученикам переходить от изучения физических объектов к изучению абстрактных математических объектов. Так математика становится у Пифагора орудием познания мира. А за математикой следует и философия, ибо философия есть не что иное, как распространение накопленного специального (в данном случае математического) знания на область мировоззрения. Так рождается знаменитый пифагорейский тезис: “Все есть число”. Так в недрах пифагорейского союза рождаются математика и философия.

Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии. Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали память, как механическую, так и смысловую.

Пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них родился термин “калокагатия”, обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств.

На протяжении всей истории Древней Эллады (Греции) калокагатия оставалась своеобразным культом для древних греков и от них перешла к древним римлянам.

Читайте: Пифагор

Французский  писатель Эдуард Шюре в своей книге о «Великие посвященные»,  вероятно основываясь на легендах о Платоне, в которых, безусловно, есть доля фантазии, т.е. домыслов, писал:

 «Пифагор решил отправиться в Египет и принять посвящение. Правитель Самоса Поликрат  дал Пифагору рекомендательное письмо к фараону Амазису, который представил Пифагора жрецам Мемфиса.

Его посвящение длилось двадцать два года под руководством великого жреца Сопхиза.

Пифагор прошел через все, которые давали возможность ознакомиться с учением о человеческой эволюции на протяжении семи планетарных циклов.

На каждом шагу этого головокружительного восхождения, испытания становились все труднее и труднее, но Пифагор, как все великие люди верил в свою звезду. Его не устрашало ничто, когда дело шло о приобретении знаний, и сама смерть не остановила бы его, тем более он видел жизнь и по ту сторону смерти. Египетские жрецы видели в нем необычайную силу души.

У них же он глубоко изучил математику, науку чисел или всемирных принципов, из которой он сделает центр своей системы, дав ей совершенно новую формулировку.

Наука чисел и искусство воли  - вот два ключа магии, говорили жрецы Мемфиса; они открывают все двери вселенной.

Таким образом, Пифагор приобрел в Египте свой широкий кругозор, который дал ему возможность познавать различные ступени жизни и усвоить науки в концентрическом порядке; понять эволюцию духа  в  материю путем мирового творчества и его эволюцию или восхождение к единству посредством индивидуального творчества, которое осуществляется благодаря развитию сознания».

Текст на папирусе. Письмо Хеви - писца храма Птаха. Египет 13 век до н.э. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

  • главная