Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Отличие Западного мышления от Восточного.



Японский святой. Нара. Япония. Фото Лимарева В.Н.

«Западные и восточные традиции имеют свою историю, которые сформировали несходные установки  образа жизни, мировоззрения.

Западное и восточное полушарие нашей планеты так же отличны друг от друга по образу мышления, как правое и левое полушарие человеческого мозга.

Мы типичные наследники европейской культуры и воспитаны в духе прагматизма, индивидуализма и научного подхода к вещам и испытываем неуверенность и даже страх, столкнувшись с восточной мудростью. 

Жители востока воспитаны на идеях  восточных мыслителей. Восточная мудрость находит себе применение в повседневной жизни. Главные направления восточной философии: индуизм, буддизм, даосизм и конфуцианство.

Среди великих мировых цивилизаций, китайская уникальна тем, что на протяжении почти всей своей длинной и богатой истории она имела официальную философию – своего рода замену государственной религии. Ею служило конфуцианство, основанное на учении наиболее почитаемого  в Китае мудреца Кун Фу-цзы. Его учение  и стала непосредственной опорой  бюрократизации, управляющей китайской империей. Философ учил чиновником и правителей необходимости личной добродетели, т.е. на деле выступал на духовный подход к реальным делам. Для того чтобы занимать какую-либо должность в правительстве  чиновник должен получить соответствующее образование».

(Американский философ Джей Стивенсон. «Восточная философия»)

 

Чиновник естественно получает не традиционно европейское образование, а китайское образование.

В чем же отличие китайского образования от европейского:

  • Образование и воспитание в Китае в период правления маньчжурской династии Цин.

  • Китайские ученые или почему китайская наука отстала от европейской.


  • Неоконфуцианство – идеология суперэтноса Цин.

  • Восточный образ мысли часто ценят за его глубину, мощь и загадочность. Восточные философы пользуются особыми приемами обоснования своих мыслей.  Крайне редко мы встретим у них прямолинейные доказательства, какое принято у западных мыслителей. Мудрость Востока  более замысловата и уклончива, вполне в позитивном смысле этих слов. Зачастую  она кажется  темной и запутанной; длинное рассуждения часто возвращается  к тому же, с чего начиналась. Имеет смысл сравнивать философское творчество восточных мудрецов с музыкой или живописью. Как и в музыкальных композициях, в них имеются лейтмотив, вариации на заданную тему и, наконец, финал.  И если вы до конца  и не понимаете, о чем речь,  что -  ж…? Возможно, именно этого и добивается восточный мыслитель.  И если в итоге вы так и не постигните смысла сказанного, восточный наставник бывает  вынужден прибегать к шоковой терапии. Например, приверженец учения Дзен вполне может ударить вас палкой.  Более мягкий последователь даосизма примется бить по вашему рассудку.

    Философы Востока пытаются задействовать скрытые возможности нашего ума – а не использовать навыки критического анализа и исторического образования, на которые приходится 95% нашего традиционного мышления. Речь идет о тех умственных задатках, или  - за неимением лучшего термина  - о том сознании, которое присуще нам, когда мы спим, дремлем или прибываем в медитации. Восточная философия побуждает использовать этот сегмент сознания полнее и по-новому.  Восточные мудрецы стремятся перенести нас в другое измерение бытия. Если вы считаете, что читая буддийскую «Сутру сердца», вы находитесь в одномерном пространстве, - значит, леность ума не преодолена. (Американский философ Питер Ли, китаец по национальности, доктор философии, припадает в Чикагском университете.)



    Поиск смысла жизни на Востоке и на Западе:

  • Бодхисаттвы – спасители мира.


  • Смысл — это то, ради чего человек живет.


  • Одна из поз Будды говорящая об его душевном состоянии. Будда во время медитации. Музей в г.  Нара. Фото Лимарева В.Н.

  • главная