Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Эволюция греческой науки от академии Платона в Афинах до университета в Неаполе.



Диспут в Древней Греции об искусстве. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

 «Эллада 5-4 века  подарила миру гениальных мыслителей, сочинения которых  дошли до нас  и пленят наше воображение.

Этот десяток талантливых людей (Демокрит, Платон, Аристотель…).  Жили они на довольно мрачном фоне греческой действительности. При их жизни сочинения этих талантливых людей были достоянием немногих.

Кто же читал их труды: кучка снобов и правдоискателей, число которых составляло, допустим, десятки людей, а скорее – единицы.  А основа населения, два миллиона эллинов?! Им было и некогда, и незачем!

Зато, когда покоренные греки обучали римских юных бездельников, Аристотеля они им преподавали.  И когда в Болонье готовили студентов – юристов, Аристотеля изучали. И в наше время, чтобы сдать кандидатский минимум по философии, Аристотель тоже нужен».

(Л.Н. Гумилев)

Гумилев Л.Н. был гением, истоком нового мышления, нового видения мира. Если мы сейчас говорим,  что истоком современного  Западного мышления являются древнегреческие философы (Пифагор, Демокрит, Платон,  Аристотель, , …), то в сформировавшейся Новой цивилизации, которая придет на смену Западной цивилизации,   истоком нового мышления будут считать Л.Н. Гумилева.

  • Л.Н. Гумилев (Сайт.)
  • 1.      Академия Платона.

    Академия Платона в Афинах (в роще героя Академа)  было создана   387 г. до н.э. Это знаменательное событие в человеческой истории произошло в 4 веке до н.э., когда Греческая цивилизация вступила в  финальную фазу своего развития в фазу обскурация. Предназначение Академии было обобщить и переосмыслить накопленный предшествующими поколениями ученых опыт,  на базе которого в будущем будет формироваться новое мировоззрение, новое миропонимание.

    Перед тем как создать философскую школу в Афинах Платон посетил Египет. В  Геополе  более года  проводил участие в астрономических исследованиях астронома Евдокса, встречался и другими египетскими учеными.

    Затем Платон посетил город Тарент в Южной Италии, где познакомился с учением пифагорейцев. Там он был принят видным ученым - математиком механиком пифагорейцем Архитом, познакомился с изобретенными ими автоматами.

    Затем Платон посетил Сиракузы в Сицилии, где при дворе тирана Дионисия был культурный центр, где собирались ученые,  философы и художники.

    Французский писатель Эдуард Шюре  в своей книги Великие посвященные  в той части в которой он говорит о Платоне основной упор делает на посвящение Платона в храме богине Изида, где тот «достиг – подобно Пифагору – высшей ступени», на которой у человека «возникает прямое ведение божественной истины» вместе с «сверхъестественным могуществом».

    Академия в Афинах привлекала к себе ученых из всего Греческого мира, из Афин, после «обучения» в школе, точней философских бесед в саду героя Академа, они  возвращались  в родные края и там создавали свои философские школы.

     Из недр Афинской философских школ вышли ученые, которые стали самоотверженно заниматься изучением окружающее мира и, прежде всего, астрономией, физикой и метаматематикой и даже биологией.

    Выдающийся ученый того времени Евдокс (400 -347 г до н.э.) был учеником Платона, но не ограничился областью тех знаний которые он почерпнул слушая лекции Платона. Евдокс отправился в Египет, где знакомился с накопленными знаниями об астрономии у жрецов Гелиополя. Затем он вернувшись в Грецию основал  в Кизике, городе на берегу Мраморного моря научную школу.  Ученый Евдокс большую часть своего времени уделял астрономии и математики.

    Предложенная ученым  геоцентрическая (Земля – центр Вселенной) модель космоса   с вращающимися сферами  повлияла на дальнейшее развитие астрономии, так как плоскость экватора этих сфер совпадала с плоскостью земного экватора, и было описано движение этих сфер с применением математического аппарата.

    Большое внимание Платон уделял вопросу государственного устройства и попыткам создать модель идеального государства.

    Платон считал, что

    «Идеальное государство  отличается от олигархии тем, что управляют государством  ни денежные мешки, а немногие, но действительно способные люди, которые в силу своих природных задатков  и одаренности  выделены  и подготовлены  к управлению государством вследствие долгой предварительной подготовки».

    Калиппа, Тимонида, Еврема, и другие ученики Платона, восприняв идеи Платона, и  считая себя достаточно одаренными людьми, участвовали в государственном перевороте в Сиракузах, и даже Калиппу удалось захватить на короткое время власть. Но идеальное государство не было создано, потому что создание Платоновского государева   в данный исторический период было невозможно  и только в Новой Цивилизации, которая сменит современную Западную Цивилизацию станет возможным реализация идей Платона о управлении государством специально подготовленных одаренных людей.

    Читайте:  

  • Основы интеллектуально-гуманистической цивилизации. (Сайт.)
  • В 367 г до н. э. в Афины для поступления в школу Платона из Македонии прибыл молодой  (17 лет)  Аристотель (384- 322 г до н.э.), который   среди учеников Платона стал  выделяться свой начитанностью, и был явным лидеров в школе. После смерти Платона в 347 г до н.э.  главой академии стал Спевсипп, что  привело к недовольству  части учеников. Аристотель и Ксепократ  вышли из Академии и образовали свою школу в Атарнее.

     «С появлением Аристотеля  Платон, модно сказать, был низвергнут с небес на землю. На базе Платоновского идеализма Аристотелям была создано новое направление в философии, заложившие  базу  для развития Западной мысли  и  современного мировоззрения. У Аристотеля появился новый язык и логика, новые обоснования и структуры. Без Аристотеля вся философия, теология и наука Запада развивалась бы совершено по-иному». (Ричард Тарнас. История Западного мышления»)

    Философия Аристотеля оказала значительное влияние на государственное устройство Римской империи, на  философию стоиков, т.е. идеологию.

    В начало 3 века до н.э. Зенон (334/3-262/1 до н.э.)  из Китиона основывает школу, которая определила философские доктрины стоицизма. Сохранились фрагменты сочинений Зенона: «Государство», «Об учении», «О знаках», «О мироздании», «О сущности», «О природе», «О влечении, или О природе человека», «О жизни согласно природе», «О надлежащем», «О страстях», «О законе». В области этики Зенон сформулировал цель жизни, как «жизнь согласно с природой». Формальным завершением этики служит учение о мудреце достигшем интеллектуально-нравственного совершенства в покорности «судьбе».

    Учение о «космополисе» (всемирном сообществе разумных существ), выражающее государственно-правовые идеалы стоицизма, было, вероятно, сформулировано в «Государстве».

    Зенон распространяет на государство закон, общий для всех народов и обнимающий весь мир; благо всех выше блага отдельного лица. Политический закон совпадает для Зенона с нравственным.

    Читайте:

  • Истоки государственного устройства и идеологии римского рабовладельческого общества.
  • 2.      Мусейон в Александрии.

    После завоеваний Александра Македонского образовалась держава Александра Македонского, распаявшая сразу после его смерти на несколько эллинистических государств в которых у власти находились выходцы из Греции.

    Шел процесс ознакомления азиат с достижениями греческой науки культуры. В этих государствах возникали греческие  культурные и научные центры.

    Египет стал Царством Птолемеев, там талантливый и образованный полководец Александра Македонского Птолемей Сотер основал научный центр Мусейон, при котором была организована Александрийская библиотека.

    Зенодот (325-260 г д н.э.) из Эфеса  был  приглашен египетским правителем Птолемеем 1 (323-283 г до н.э.) приехать в Александрию, чтобы работать библиотекарем и обучать наследника престола. Зенодот стал первым руководителем Александрийской библиотеки, где он смог проявить свои филологические способности. В его обязанности входили оценка качества поступающих в библиотеку рукописей и исправление ошибок в них. Затем в библиотеке  оформилась группа лиц, занимавшихся собиранием, критической обработкой и комментированием произведений поэтов, драматургов и теоретиков классической эпохи (гомера, Геосида…)

  • Мусейон в Александрии Египетской.
  • Его сын Птолемей  2 Филадельф (283 – 246 г. до н)  был как и его отец образованным человеком , он покровительствовал наукам. По его распоряжению прибывший в Александрию корабль осматривали специальные люди, которые забирали найденные книги на судне, затем их писцы переписывали и копии возвращали владельцам. Количество, хранимое в библиотеке книг, насчитывало порядка 200 - 400 тысяч свитков. Среди которых: рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида и др.

    3. Греческие ученые – учителя римлян.

    После завоевания Греции  Римом, начался новый этап в развитии греческой науки.  У прагматичных римляне было прохладное отношение к греческим научным центрам. Их не закрывали, но в тоже время государственной поддержки у научных центров не было, Академия продолжала работать.  

    Римская элита 1 века до н.э. в общих чертах была знакома с греческой наукой и философией.

    Знакомый с работами Плана и Аристотеля  об устройстве государства, римский философ  Цицерон (106-43 г до н.э.) написал трактат  «О государстве»  в  котором высказывает мысли о том каким  должен быть лучший государственный деятель: глава государства должен быть высоконравственным человеком.

    В  трактатах «об Ораторе», «Брут», «Оратор» Цицерон выражает мысли о том, что оратор должен быть разносторонне образованным человеком. В этих работах он так же касается построения и содержание речи, её оформлении…и об истории ораторского искусства.

    Нужно понимать, что образованным человеком считался в это время человек знакомый с греческими науками.

    Так же знакомый с достижениями греческих ученых  в первой половине 1 века до н поэт Тит Лукреций Кар в стихотворной форме излагает философию Эпикура жившего в Греции в 4-3 веке до н.э.,  излагавшего  доказательства материальности духа и души.

    В стихотворной форме он рассказывает о происхождении и развитии мира, объясняет различные явления в области метеорологии, геологии, медицины.

    Греческая наука не погибла при существовании  империи и последующие века существования Римской империи.

    В Александрии продолжал работать Мусейон  и библиотека, в Греции философские школы, основанная Платоном -  Академия и Аристотелем -  Ликейон.

     На  Родосе существовала философская школа,  куда приезжали многие знатные римляне  завершать свое образование.

     Подле Пергама возник научно- медицинский центр  - Асклепион, с  храмом Асклепию, школой врачей, водолечебницей  и т.д. была организована школа врачей и в Риме и других городах.

    «Отсутствие оригинальных научных работ восполнялось в Риме компиляциями, имеющими характер популярных энциклопедий и иногда пописанных в  стихотворной форме. Создал энциклопедию из 10 книг  в 1 веке н.э. ученый  Варрон. В энциклопедию входили: логика, риторика, геометрия, арифметика, астрономия, теория музыки, медицина и архитектура».

    ( И.Д. Рожанский:  «Античная наука»)

    4. Греческие ученые –христиане.

    На формировании христианских религиозных концепция, христианского видения мира, греческое мировоззрение  так же оказала большое влияние.

    «Христианство рождалось на стыке религий иудеев и древних греков. Первыми христианами неиудеями преимущественно были  греки. Мировосприятие греков изменилось под воздействием более стройного мировосприятия иудеев или точней греки приняли иудаизм и в соответствии со своим мировосприятием изменили древнюю религию иудеев». (И.С.Свеницкая. «От общины до церкви»)

  • Христианский символ крест произошел от египетского символа Анх .

  • Во  2- 3 веке н.э., когда формировалась религиозная догматика христиан греческие ученые получили новый импульс для своей деятельности.

    Во 2 веке произошел всплеск литературной деятельности ученых и писателей в Греческом мире.  Греки же в это время составляли большую часть нееврейского контингента христианских общин. В христианские общины стали приходить представители греческой интеллигенции, а греческое население было в это время самым образованным населением Римской империю. Философы, учителя, риторы, стремились, при становлении новой религии, использовать отдельные положения греческой философии. Они стремились примерить иудейскую теологию с принципами греческой философии.

    Брожение произошло и среди ученых в Александрии, некоторые из ученых стали христианами и стали прикладывать свои усилия для развития с их понимания Нового мировоззрения.

    Великий ученый древности Ориген, живший в первой половине 3 века  так же был христианином.

    В школе он изучал труды античных философов и был убежден в том, что христианство является логическим завершением всей античной философии.

    После окончания школы в 217 г. он возглавил Александрийскую христианскую школу. За своеобразное толкование христианского учения в 231 г. его смещают с поста наставника этой школы и даже изгоняют из Александрии. Ориген поселяется в Палестине, в Кессарии, где вновь открывает христианскую школу. Во время очередных гонений на христиан он был заключен в тюрьму и умер от пыток в 254 г.

  • Вопросы, поставленные христианским философом Оригеном (185-254) перед собой и потомками.

  • Позже труды многих ученых-греков, принявших христианство, включая труды философа Оригена,  были признаны  еретическими, и большинство из них было уничтожено, когда христиане начали непримиримую борьбу с греческим мировоззрением и греческой ученостью.

    5. Греческие ученые из Византии убегают в Иран.

    Начало гонения на ученых, на любое проявление инакомыслия положил собор в Никее 325 г н.э., принявший Никейский символ веры. Было признан, предложенный Афанасием Александрийским догмат, что сын божий (Иисус Христос) является единосущным отцу.

    В 389 г н.э. христиане объявили Александрийскую библиотеку рассадником ереси, одно из зданий библиотеки было превращено в христианский храм.

    В 415 г н.э. фанатики-христиане сожгли Александрийскую библиотеку. Избиению подверглись ученые. Была зверски убита   женщина-математик Гипотия.

    Но в Афинах Академия  продолжала работать. Ученые того времени ни столько развивали науку, сколько хранили как драгоценность научные знания о мире накопленные Древнегреческими учеными.

    Апогея гонение на инакомыслящих достигло в конце 6 веке при правлении в Византии императора Юстиниана.

    Выпущен ряд законов императором Юстинианом (Византия) о «лишении земных благ, тех, кто неправо поклоняется истинному Богу». Упорствующих  в заблуждении - лишали жизни.

    Фанатичное распространение веры привело к тому, что некогда цветущая Италия превратилась в разрушенный край

    «В Италии последовательно выполнялся закон о лишении земных благ иноверцев, поэтому приверженцы старых римских традиции и ариане безжалостно уничтожались. Для уничтожения иноверцев  с берегов  Среднего Дуная были приглашены византийцами в качестве наемников лангобарды, обращенные в истинную (никейску) веру. Основная масса лангобардов переселилась в Италию 568 году. Лангобарды имели страшный вид из-за больших склоченных бород и   разукрашенными зеленой краской лицами. Лангобарды безжалостно убивали местное население и жгли селения. Лангобарды отнимали всю имущество у землевладельцев, убивали их или изгоняли  или делали своими рабами. Римское право повсеместно было отменено. Лангобардами было разрушено вся государственная и административная система. Местные муниципальные  органы прекратили свое существование.

    На пустующие земли лангобарды разводили свиней и жили за счет работы на них покоренных римлян и остготов».

    «Епископ римский Григорий 1. прозванный Великим, активно боролся за расширение влияние никейской церкви. Он разослал по Европе своих миссионеров. Он проявил себя ярым врагом светских знаний и приветствовал уничтожение памятников античной культуры.

    В одном из писем он писал …дошло до нас, что ты обучаешь кого-то грамматике…Известие об этом вызывало презрение и произвело на нас тяжелое впечатление…»

    В седьмом веке в Европе было трудно отыскать человека, который мог бы составить грамотно документ».

    Христианский мир погрузился в одурманивающий религиозный сон, в котором реальными мир превратился в фантастический сказочный: будучи во плоти Христос, которого объявили богом,  ходил по воде, воду превращал в вино, воспрещал мертвых и т.д.

    В этих сложных условиях  греческая наука и греческое мировоззрение сохранилось.

    Ученые из охватившего Византию церковного мракобесия и вакханалии  бежали в Иран.

    В 529 году была закрыта Афинская  Академия. Иран принял изгнанных философов;  Дамаскин, Симплиций  и других.

    6. Греческая наука расцвела в Иране.

    В это время в Иране, при царе Хосров 1 (царствовал с 531 по 579 г н.э.), наступил период терпимого отношения к иноверцам. Лояльно относились мусульмане  к христианам не признающим власть Византии.

    Историки сообщают о процветание империи. Иранские  поэты, художники, архитекторы создавали замечательные произведения искусства.

    При Хосрове I впервые в истории Ирана был создан прообраз научной школы. В городе Гундешапур  в области  Хузистан, была построена Академия  для изучения философии и медицины.

    В конце  8 века Багдад становится мировым научным центром.

  • Ислам и наука в 7-15 веках.

  • Читающий юноша. Персидская живопись. Пергамский музей. Берлин. Фото Лимарева В.Н.

    В Багдаде концу 8 века было сосредоточено, благодаря поддержки халифов, большое количество ученых, переводчиков и переписчиков из разных стран. В городе была создана большая библиотека, которая непрерывно пополнялась рукописями научных трудов, в том числе полученными даже из враждебной халифату Византии, действовали и множество мелких библиотек.

    После прихода к власти халифа Ал-Мамуна (813-833), в Багдаде создается своеобразная академия – «Дом мудрости», объединяющая всех багдадских ученых. При «доме Мудрости» была создана обсерватория, где проводились астрономические наблюдения и расчеты, работы по математической географии, в частности новые измерения градуса меридиана.

    7. Эпоха просвещения Византии.

    В это же время (в 9 веке) в Византии была произведена попытка императора Лев 5 Армянина создать условия для распространения греческой учености в империи, он стал привлекать к управлению государством образованных людей. Лев  приставил к своему крестнику Феофилу - будущему императору, учителем Льва Грамматика. После прихода к власти Феофил направляет своего духовника Иоанна с особой миссией в Багдад, как посла, где Иоанн ориентировочно в течение года проводит время в богословских спорах с мусульманским духовенством и изучат труды ученых.  Вместе с  учителем Львом Грамматиком император Феофил  продолжил занятие науками и искусством.  В 837 году Иоанн Грамматик был произведен в патриаршеский чин.

     В 856 году правителем стал образованный правитель Варда.

     Варда организовал университет в Константинополе, во главе которого поставил ученого-энциклопедиста Льва-Математика племянника Иоанна Грамматика. В университете было организовано преподавание по античному образцу и включало в себя изучение «семи свободных искусств»

    Будучи главой университета, Лев  преподавал философию и поэтику, а ученики руководили другим преподавательскими кафедрами: Феодор по отделению геометрии, Феодегий по астрономии, Комита по грамматике. В эти годы Лев приобрел наибольшую известность: он не только преподавал, но и переписывал и исправлял тексты древних философов и ученых, например, Платона.  Судя по всему, у Льва был свой кружок учеников, где изучали греческую философию и литературу, занимались стихосложением, писали эпиграммы на произведения античных авторов.

    Выходцами Константинопольского университета были и монахи просветители  братья Константин (815-885 гг.) и Мифодий (815-885 гг.), благодаря которым  была создана славянская азбука.

    Эпоха просвещения Византии закончилась с приходом к власти императрицы Зои (914 г н.э.). К власти в империи пришла женщина, основным достоинством которой была привлекательная внешность. Зоя правила за своего малолетнего сына Константина 7.

    Люди, получившие хорошие образование в эпоху просвещения, продолжали жить и работать, работал и константинопольский университет, но при необразованных императорах он все больше лишался государственной поддержки.

    Император Константин 7 по инерции получивший хорошее образование. Фактически Константин 7 правил только в  945- 959 годах.   До 945  он занимался только науками, но это было личное дело отстроенного от власти императора.  Он автор работ: «О Церемониях», «Об управлении империей». Он был в контакте с научной элитой Константинополя и инициировал издания энциклопедического сборника.

    Читайте:

  • Эпоха византийского просвещения (813-913 гг.)

  • 8. Дом Мудрости в Багдаде и Академия Мамуна.

    В Багдаде  (10 век)  продолжал работать научный центр  («Дом мудрости») Там работал в это время великий   персидский  ученый  энциклопедист Ар-Рази. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии — всего 184 сочинения, из которых до нас дошло 61; многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в 10-13 веках.

    Затем мировой научный цент переместился далее на восток в Хорезм, в Среднюю Азию, в Бухару, Самарканд. Там работали выдающиеся ученые своего времени.

    Во времена правления хорезмшаха Хорезма Абу Хасан Али ибн Мамун (997-1009)  при дворе правителя была организована своеобразная академия наук, в которую образованный правитель  приглашал ученых.

    При правлении хорезмшаха Хорезма Абу Хасан создавал свои  труды Авиценна.

    «В 10 лет (990 г н.э.) Авиценна уже наизусть знал Коран, к 14 годам под руководством  учителя врач Абу Сахл Масихи, он познакомился с достижениями медицины того времени, изучил «Теоретическую и практическую медицину» известного арабского врача  Фараби, затем  все тридцать томов знаменитого  ученого ар-Рази, и стал практикующим врачам. Семнадцатилетним юношей, он  был допущен  для лечения эмира. Абу-Сина допустили в библиотеку эмира, где он познакомился  с трудами, как восточных мыслителей, так и античным наследием. В 18 лет он начинает переписываться и вступает в дискуссии по вопросам физики, философии, астрономии с крупнейшими учеными Востока, в том числе со среднеазиатским ученым-энциклопедистом Бируни». 

    «Согласно легенде Абу-Син (Авиценна) на память записал все, что изучил в библиотеке, обобщив изложенное  в многотомном труде «Собрание»,  состоящем из 20 томов, главная часть которого была медицинским справочником. Закончив этот труд ориентировочно в 1002 году он бежал из Бухары в столицу эмира Хорезм город Ургенч, который тогда еще не находился под властью тюрок и управлялся пресвященным правителем Абу Хасан Али ибн Мамуном (997-1009 г н.э.).

    Академия Мамуна действовала до 1017 года, было проведено много научных исследований в сфере астрономии, математики, медицины, химии, физики, географии, минералогии, истории, философии, литературы, лингвистики, юриспруденции и других наук.  В частности, в астрономии, были разработаны скорректированные астрономические таблицы по звездам и движению планет, а также новые астрономические инструменты. Применив эти инструменты, Бируни предсказал и исследовал лунное затмение в 1004 году.

    Не смотря  сложную политическую обстановку и нестабильность в регионе, научные центры и правителях продолжали действовать.

    Визирь Низам ал-Мулку (годы жизни: 1018-1092) покровительствуя  наукам, открыл в Исфахане, так же как и в других крупнейших городах - Багдаде, Басре, Нишапуре, Балхе, Мерве, Герате, - учебно-научные академии; по имени визира они повсеместно назывались Низамийе.

    В 1080 году из Бухары в Исфахан был приглашен Омар Хайям, где прожил до  1123  года.

    Омара Хайяма пригласил султан Малик-шахом, по настоянию Низам ал-Мулка, для строительства и управления дворцовой обсерваторией. Академия в Исфахане  просуществовала до 1092 года, после смерти визиря Низам ал-Мулк и султана Мелик-шахе в 1092 году, власти больше не поддерживали развитие науки.

    В 12 веке Омар Хайям, востребованный только как врач, продолжает находиться при дворе Сельджукских султанов Исфахане и Мерве.

    В смутное время, (конец 11 начало 12 века), ученые подвергались преследованиям, в это время особое рвения проявляют фанатики-мусульмане в поисках еретиков.

    В это время Омар Хайям пишет:

    Пришел я в этот мир по принужденью.

    Встречал с недоуменьем каждый день я.

    А ныне изгнан, так и не поняв

    Исчезновенья смысл и цель рожденья.

    9. Просвещенный император Фридрих 2  учредил университет в Неаполе.

    Возрождения интереса к греческой учености и философии в Европе началось в 12-13 века.

    Во время крестовых проходов 11-12 веков были расширены  контакты  между  Востоком и Западом. Вместе с другими ценностями в Европу стали поступать и книги. Книги привозили как диковину  генуэзские и венецианские купцы.

    В это время в Италии стали возникать при монастырях школы, которые готовили юристов по католическому праву.  В 1142 г н.э. монах из Болоньи Грациан систематизировал католические каноны и декреталии свел  в одну книгу. Сгладил противоречия между ними, и назвал сборник «Декреты» (Decretum). Этот труд был положен в основу преподавания католического права в университетах.  В этих университетах преподаватели стали обращаться к изучению юриспруденции древних греков и римлян.

    Под покровительство «императора священной риской империи германской нации» Фридриха 1 Барбароссы (1152-1190) попала христианская школа в Болонии, где изучали грамматику, риторику (умение составлять письма, юридические документы), диалектику, арифметику, астрономию (астрология), музыку, геометрию. (фактически - географию). Фридриха 1 сделал упор на изучения права, включая  риторики и римское право, т.е. болонский университет  стал юридическим.   С этого времени условно считается основание университета в Болоньи.

    Но знакомство с Древнегреческими мыслителя произошло в Европе только в 13 веке благодаря усилиям просвещенного императора Фридрих 2  (1194-1250).

    Фридрих 2  (1194-1250) стал  императором «Священной  Римской империи» в младенчестве и до совершеннолетия находился под опекой папы Иннокентия 3.  Начальное образование Фридрих 2 получил  при дворе Папы в Риме, затем переехал в Сицилию в город Палермо, где продолжил образование.

    В Палермо любознательного юношу окружили ученые из многих стран мира, среди которых было много мусульман и евреев.  Особый интерес проявил молодой Фридрих к учениям Востока. Он устраивал при дворе научные и религиозные диспуты,  в которых неизменно участвовал. Мусульманские ученые познакомили его с трудами древнегреческих философов, литературными произведениями Востока, научными достижениями восточной медицины, математикой, историей, астрономией и астрологией.

    Фридрих 2 выучил арабский язык, кроме этого он знал  греческий, латинский, французский и немецкий языки.

    Труды Аристотеля, которые были переведены с арабского на латынь, по указанию Фридриха 2,  получили распространение в Европе. 

    Медицина настолько увлекла молодого императора, что он вместе с учеными  занимается  приготовлением лекарств, разрабатывал новые рецепты.  С участием ученых  с Востока он организовал недалеко от Неаполя в городе Салерно медицинскую школу и издал указ о том, что правом заниматься медициной и хирургией имеют только те медики, которые прошли курс обучения в Салерно.  Студенты стали изучать труды  Аристотеля  и  работы по медицине  мусульманских ученых.

    Он лично принимал участие во многих научных диспутах,  и любил их организовывать. В спорах он  хотел слышать разные воззрения на одну проблему.  На споры выносились вопросы относительно  происхождения  мира, бессмертия души…. Он вступал в диспуты  не только с итальянскими учеными, но и с  видными арабскими и  еврейскими учеными, которые по его приглашению  приезжали в Сицилийское королевство.

    В середине сороковых годов 13 века в Неапольском университете, основанном Фридрихом 2,  с трудами Аристотеля  познакомился студент университета  монах Фома Аквинский.  Для продолжения образования Фома Аквинский переезжает в Кельн, где живет почитатель и знаток Аристотеля  немецкий философ Альберт Великий, учеником которого становится  Фома Аквинский.  В дальнейшем в своих работах Фома Аквинский называет Аристотеля своим учителем.  Затем Фома Аквинский переезжает в Париж, где становится преподавателем в Парижском университете, читает лекции по философии и  добивается, чтобы работы Аристотеля излучали студенты университета.

    Благодаря тому, что Фридрих 2 познакомил Европу с трудами мусульманских ученых – в Европе начинают развиваться науки.

    Но о просвещенном  императоре  Фридрихе 2 не любят вспоминать  европейцы, для них  он остался еретиком, отлученным  папой от церкви.



  • Старейшие университеты в Европе и годы их основания.(карта)


  • Средневековый квартал Болоньи. Болонский университет.



  • Истоки европейской науки ищите в Средней Азии или император Фридрих 2 (1194-1250) не был мусульманином.



  • Просвещенный монарх Фридрих 2 (1194-1250) – «изумление мира» или «предвестник итальянского возрождения».



  • Король слушает поэта. Палермо. Италия. Фото Лимарева В.Н.

  • главная