Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.



Четыре важных для мировой истории события происходили на территории Румынии.





Знакомство с Европой у россиян обычно начинается с Францией, Италией, Испанией… но не с Румынией.

Но, Румыния - это тоже Европа и имеет интересное историческое прошлое.    В небольшой группе из 10 человек, в составе которой был и я, собрались одни «гурманы». Исключительно все члены группы уже насытились Францией, Италией… и на десерт Румыния.

Здесь для россиян неожиданное открытие: оказывается, их везут по проторенной  уже немцами, итальянцами, французами  дороге;  нескончаемый туристический поток европейских туристов.

Русские ещё не открыли Румынию, но, несомненно, поток любопытных россиян – начнет вытеснять  теряющих интерес к жизни европейцев.

По приезду в Бухарест  я отправился в  исторический музей Бухареста, так как знал, что Румыния играла важную роль в мировом историческом процессе. По крайней мере, четыре важных для мировой истории и современной цивилизации события происходили на территории Румынии.

 

1.      У истоков человеческой цивилизации.

Материальные свидетельства уникальной культуры  «Кукутени-Триполье»  найденные на территории Румынии, 4 тыс.  до н.э. Исторический музей г. Бухарест.   Фото Лимарева В.Н.

В шумерских  мифах можно найти косвенные подтверждения о том, что  в  Месопотамию шумеры, стоящие у истоков цивилизаций Месопотамии или даже человеческой цивилизации     пришли  с северо-востока, с Иранского Нагорья. Сами шумеры считали себя выходцами из Аратты.

Аратта, по утверждению академика Шилова Ю.А, есть не что иное, как существовавшая  в пятом- четвертом  тысячелетии в Дунайско-Днепровской низменности культура Кукутени-Триполье, по названию населенных пунктов в Румынии и на Украине.

Рассвет культуры «Кукутени-Триполье»  произошло примерно в 3600 г до н.э. и материальные свидетельства этой уникальной культуры  выставлены в историческом музее Бухареста.

  • Геоэтнос Аратта (Протошумеры). (4200 г до н.э. по 3001 г до н.э.)
  • Связи с родиной еще долго не прерывалась у шумеров.  Как пишет шумеролог А.Г. Кифишин, в 2782 до н.э. году в приднепровское поселение Шу-нун прибыла делегация из одноименного шумерского города на севере Месопотамии – и сняла копии со жреческих документов выбитых на плитах.

    То, что такая экспедиция древних шумер состоялась, вызывает у историков сомнения: не обнаружено  сохранившихся образцов письменности протошумер (араттцев), тем более плит, на которых бы были записаны  жрецами   законы.

    Но все же, если это так, то на территории современной  Румынии  была создана впервые в мире письменность и  человечество многим обязано древним жителям  Дунайско-Днепровской низменности.

    Вглядываясь в рисунки на бытовой и ритуальной керамике  протошумеров (араттцев), я тщетно пытался обнаружить следы древних букв. По крайней мере, однозначно то, что сложный орнамент на ритуальной и бытовой посуде первый шаг к письменности и даже, более того, люди, наносившие этот орнамент, возможно,  владели навыками письма.

     О том, что орнамент этих культур (шумерской и араттской цивилизаций)   схож  об этом я уже писал. И мое знакомством с материалами музея в Бухаресте это подтвердило.

     Трипольская керамика. Материальные свидетельства уникальной культуры  «Кукутени-Триполье»  найденные на территории Румынии, 4 тыс.  до н.э. Исторический музей г. Бухарест.   Фото Лимарева В.Н.

  • Убейдская Аль-Убейд цивилизация (предыстория). (4200 г до н.э. по 3001 г до н.э.)
  • Археологические находки найденные в Румынии свидетельствуют о культуре Кукутени.
  • Другим очень важным и значимым достижением  аратской культуры  - это уважение к женщине дающей жизнь, т .е. женщине-матери. Женщина – роженица  была достойна не только уважению, но и  поклонению. Ритуальные скульптурки, в которых подчеркивались   особенности женщины, многочисленные, особое внимание у исследователей рисунки в которых запечатлен  момент рождения ребенка.

  • Преклонение перед рожающей женщиной.
  •  Трипольские мадонны. Материальные свидетельства уникальной культуры  «Кукутени-Триполье»  найденные на территории Румынии, 4 тыс.  до н.э. Исторический музей г. Бухарест.   Фото Лимарева В.Н.

    2. Румыния вошла в состав Римский империи.

    Распад державы Александра Македонского в конце 4 века до н.э.  –начале 3 века до н.э. привел к  неустойчивости во всем эллинистическом мире. Коснулось это и греческих колоний в Северном Причерноморье. Там местная элита, все более обретая самостоятельность относительно метрополии, создавала независимые государственные образования, в которых  все больную роль играли выходцы из окружающих колонию племен, некоторые из  них даже обосновались в  греческих причерноморских городах  и приобщились к греческой культуре.

    Важную роль играла в Причерноморье на территории современной Румынии колония Томы (совр. Констанцы) основанная выходцами из Милета.

     Милет  (в Малой Азии)   в первой половине 3 века был невольным участником борьбы за передел эллинистического мира, которая велась между птолемеевским Египтом, Сирией и Македонией, и потерял связь со своими колониями.

    Касательно колонии Томы и прилегающих к колонии территорий, то там формировался этнос даки (существовавший  6 век до н.э. – 6 век н.э.) и, вероятно, колония Томы к середине 3 века уже  входила в сферу влияния дакских вождей.

     Браслеты, которые носили даки в столице Дакии г.Самизегетузе, 2-1 век до н.э.  Исторический музей г. Бухарест.   Фото Лимарева В.Н.

    После покорения Рим Греции во 2 веке до н.э. и присоединения к Риму Пергамского царства римляне, стали пытаться прибрать к своим рукам бывшие греческие колонии.

    Римляне захватили Томы в 72 г до н.э., но уже в  середине 1 века до н.э. были вынуждены уйти из города и город перешел к дакскому царю  Буребисты. С этого момента схватки между римлянами и даками были постоянны. Римляне не могли вести войну с кочевниками на степных просторах Северного Причерноморья.  Город Томы римлянам  удалось завоевать в 29 г до н.э., но даки не были побеждены и постоянными набегами тревожили римские гарнизоны, парализовав Римскую торговлю в регионе.

    Римский император  Домициан (81-96 г н.э.) был вынужден уделять большое внимание укреплению границы империи вдоль Дуная. Война римских войск с войсками дакского царя Децебала  не принесла желаемых для римлян результатов, и Домициан пошел на унизительный мир с даками по которому Рим был обязан ежегодно покупать мир у даков откупом.

     Основание колонны Трояна.  Копия с римского оригина 2 века н.э..  Исторический музей г. Бухарест.   Фото Лимарева В.Н.

    В 98 г н.э. единоличным правителем в Римской империи стал талантливый и энергичный полководец Троян,  пользующийся популярностью среди солдат. Став императором, он оказался от унизительных выплат дакам, и тем самым объявил дакам войну.

    В результате войны римлян с даками 101-103 годов была взята столица даков  Самизегетузе, и царь Децебал выразил покорность Риму.

    В ряде населенных пунктов Дакии и в самой столице были временно расположены римские войска.

     Бой между римлянами и даками (фрагмент колонны Трояна). Копия с  с римского оригина 2 века н.э.  Исторический музей г. Бухарест.   Фото Лимарева В.Н.

    В планы Трона входило присоединение Дакии  к Римской империи, и по указанию императора архитектором из Дамаска Аполлодором был построен мост через Дунай, возле современных «Железных ворот» на Дунае. Огромный мост опирался на 20 гранитных быков соединенных каменной аркой.

    Но даки не смерились с нанесенным им поражение, и в 105 г. большими силами атаковали римские пограничные укрепления около моста через Дунай, но их штурм был отбит.

    В 106 году Траян возобновил войну с Дакией с целью присоединения  Дакии к Риму. Одна из причин начала войны было желание овладеть в Дакии рудниками, где добывали золото.

     Плененный дак. (фрагмент колонны Трояна). Копия с  с римского оригина 2 века н.э.  Исторический музей г. Бухарест.   Фото Лимарева В.Н.

    Троян разбил войска даков; начались массовые самоубийства населения дакских городов, которое предпочло смерть унизительному рабству. Децебал тоже покончил жизнь самоубийством. Дакию присоединили к Римской империи. Большинство население Дакии обращено в рабство.

    В честь победы устроили грандиозные игры в цирках и Колизее. Было истреблено 11 тыс. редких зверей. На арене дрались 10 тыс. пар гладиаторов.

    В качестве памятника этим победам Траян создал новый большой форум, на котором разместил библиотеку, окружающую форум с трех стон, и в центре площади воздвигнул 38 метровую колонну, которая была покрыта рельефными картинками, изображающими эпизоды войны с Дакией.

    Дакию Троян стал заселять переселенцами из Италии и ветеранами, а так же переселенцами из западных провинций и Малой Азии.

    Завоевав Дакию, римляне стали устанавливать контроль над греческими городами на Черноморском побережье.

     Снабженние римских войск через Дунай. (фрагмент колонны Трояна). Копия с  с римского оригина 2 века н.э.  Исторический музей г. Бухарест.   Фото Лимарева В.Н.

    До тех пор пока Дакия оставалась независимой страной,  невозможно было обеспечить достаточное снабжение  римской армии  и городов в нижнем течение Дуная  продовольствием из земледельческой Скифии, т.е. от венедов (славян). Земли, заселенные славянами, римляне включили в сферу своих экономических интересов. Они в обмен на топоры, и другие орудия труда, а так же   вино, оливковое мало… получали зерно и скот.

    Румыния стала «мостом», который соединял  земледельческие племена славян с эллинистически миром. Через Румынию на протяжении почти 200 лет осуществлялись торговые и культурные связи римлян с восточными славянами.

  • Траян покоряет Дакию.
  • 3.      От Государства Вестготов в Румынии (Дакии) до Вестготского королевства в Испании.

     

    Римская патера для ритуальных действий.  Исторический музей г. Бухарест.   Фото Лимарева В.Н.

     

    Через сто лет  после того как Дакия стала Римской провинцией, римлянам проживающим в этой провинции пришлось столкнуться с серьезным противником. Германские племена готов, родиной которых был остров Готланд в Балтийском море, захватив земли Восточных славян,  продвинулись в Карпаты и, закрепившись  у истоков притоков Днестра и Южного Буга, готы построили корабли и стали совершать разбойничьи походы в Причерноморье.

  • Краткая история геоэтноса Готы.

    У границ  Дакии (Румынии)  готы  были остановлены  римлянами  около 214 года,  но стали разорять территории неподконтрольные римлянам.

    Голова кудрявого мужчины. (Дака-?). Подвеска. 2 век. Дакия. Исторический музей г. Бухарест. Фото Лимарева В.Н.

    Император Каракалла (212-217  г.н.э.) был вынужден откупаться от готов - выплачивая им дань.

    К середине  3 века до н.э. римляне стали терять контроль над  Дакией, все больше переходящей под власть готов.

    Вождь готов Книва с 70-тысячным войском в 251 году  напал на Римскую империю. Изначально армия императора Деция нанесла поражение авангарду готам, погибло 3 тысячи готов.  Но затем в решающей схватке около города Абритт,  римские войска были загнаны  готами в болото. Увязших в болоте римских легионеров  готы расстреливали из луков, стрелой был убит сын императора. Римское войско потерпело полный разгром.

    Император Деций  во время бегства утонул в болоте. С гибелью Деция в Римской империи началось междувластие.

    Вторжения в Римскую империю  готов были в  253, 255 годах, к 257 году в основном были вытеснены римляне из Дакии.

    Часть римской империи  Дакия стала фактически независимой территорией, на ней стало формироваться Государство Готов.

    Наивысшего могущества Государство  Готов достигло при царе Германарихе в начале 4 века  н.э.  Оно простиралось от Балтийского моря до Азовского, от Тисы до Дона. Готам принадлежал и степной Крым, и Черноморское побережье Северного Кавказа. Но со смертью короля Германарихе государство развалилось на независимые территории.

    При этом государство готов в Дакии продолжала существовать. У власти в Дакии  находились готы, подданными готов были римляне, говорившие на латинском языке.

    Это было скорей не химера, а симбиоз народов, в том смысле, что латиняне-молдовани под управлением  готов успешно работали, готы защищали образованное государство от набегов кочевников. Вероятно на территории Дакии (Румынии) продолжало действовать римское право, и образованные римляне находились на службе у готов, помогая им управлять государством.

    Фактически Дакия отделилась от Римской империи и стала самостоятельным государством.

    В 315 г н.э. император Константин предпринял попытку утвердить власть Константинополя над готами, но не достиг желаемых результатом, его вторгшиеся в Дакию войска были вытеснены за Дунай.

    Образованное готами государство на территории Румынии  стали называть Государством Вестготов. Это государство имело тесные связи с Византией по-прежнему претендовавшей на то, чтобы называться Римской империей.

    Между этими государствами, образовавшимися на обломках Римской империи,  был в 332 году заключен мирный договор.

    Император Константин дал готам статус государственного клиента. Им предложили поселиться на опустевшие земли в Паннонии и провинции Италия. Места расселения вестготов, переселившихся в Римскую империю, стали называть Дакией (западная Дакия).

    Ulria Traiana Sarmizegetusa. Дакия, 3 век. Исторический музей г. Бухарест. Фото Лимарева В.Н.

    Как и на всей территории  Римской империи в Дакии «работали» христианские проповедники  и ими были обращены в христианство готы и римляне колониалисты - протомолдаване.

    Во время Никейского собора 325 г.э., который утверждал символ христианской веры, произошел раскол между представителем Александрийской богословской школы Афанасием и религиозным авторитетом Арием относительно символа веры. Победу одержал Афанасий, а Арий и его сторонники были сосланы в Иллирию, откуда  перебрались в Дакию.  В Дакии в религиозной борьбе победили сторонники Ария и готы стали арианцами.

    После это события, во всей  Римской империя начался раскол по религиозному признаку.

    В Римской империи начала набирать обороты  религиозная борьба, переросшая позже в религиозную войну. 

    Восток Римской империи признавал никейский символ веры: «сын божий является единосущным отцу», запад римской империи,  принимал символ веры, предложенный Арием, который фактически свергал Иисуса Христа с пьедестала, отводя ему роль сына божьего, подобно тому, как сыном божьим был герой Геракл, рожденный от смертной женщины.

    А Дакии образовался религиозный центр, который возглавил приверженец арианства эпископ  Ульфила (Вульфила).

    Он перевел на готский язык библейские тексты (Серебряный кодекс). Создал алфавит,  заимствовав знаки из греческого и этрусского алфавитов.

    Памятники с захоронений  4-5 века. Государство Вестготов. Бухарест. Фото Лимарева В.Н.

    К этому времени готы были фактически ассимилированы латинянами, они приняли римскую культуру и новую религию христианство и вероятно уже разговаривали, как все население Дакии на латыни.  

    Относительно мирное развитие Государства Вестготов нарушили вторжения с востока орды гуннов.

     Гунны наступали «как саранча», они нападали на поселение, убивали сопротивляющихся, забирали все ценное и сжигали постройки. Во всем Северном Причерноморье рыскали отряды гуннов в поисках добычи. Гунны ворвались в Крым, разорили местные поселения и разрушили города Босфорского царства, после нашествия гуннов оно прекратило свое существование. Разорены были и существовавшие в Северном Причерноморье поселения готов. Население спасалось в Государстве Вестготов и уходило на север, спасаясь в лесах, там, где были владения остготов.

    Среди вестготов начинается паника, в этих условиях  правители готов принимают решение, переправится  черед Дунай в западную Дакию к своим единоверцам. Они были приняты римскими властями и римляне предоставили военные суда для перевозки переселенцев, готы переселялись со своим имущество. Переселялись они на новое место жительства в пустующие районы Фракии.

    Захваченная гуннами Дакия  (Государство Вестготов), как государство перестало существовать.

    Оставленное  убежавшей знатью местное население смерилось  с завоевателями и подчинилось гуннам и продолжили заниматься привычным занятие скотоводством и земледелием, выплачивая новым хозяевам установленный налог, разговаривая на привычном латинском языке  и исповедуя христианскую веру.

    Фрагменты со знаками готов принявших ариансво в Дакии, хранятся в христианском монастере в Румынии. 4-5 век. Государство Вестготов.  Фото Лимарева В.Н.

    Вестготы, переправившиеся через Дунай, были плохо управляемы, их вожди претендовали на роль региональных лидеров.  Византийская знать приняла решение от них избавиться.

    «Отношение  между готами и принявшими их римлянами быстро испортилось.  Римляне не могли контролировать передвижения и действия готов, вероятно из-за отсутствия достаточного количества сил. Римский военачальник Лупицин  решил навести порядок среди готов, и для начала устранить их вождей. Он пригласил вождей готов Алавина и Фригирана на званный обед в город Маркианополь, охрана вождей осталась возле дома, где проходил обед. По плану римляне напали на охрану в попытке её обезоружить, войны же в доме напали  на вождей, чтобы их  пленить или убить. Завязался неравный бой, почти все готы были убиты, но благодаря своим качествам умелого война спасся один из вождей готов Фритигерн.  Луципин, быстро мобилизовав силы,   атаковал готов первым.  Римские войска в битве при Маркианополе были разбиты».

    (Саймон Макдауэлл. Андрианополь 378 г н.э.)

    После этой победы готы двинулись в сторону Константинополя, беря под контроль все новые и новые территории, римляне бросали все новые силы, чтобы сдержать наступление. Готы  одержали победу над в спешке собранным войском в битве при Салиции.

    Решающее сражение произошло в 378 г.н.э. при Анрианополе. Император Вален заключивший перемирие с Персией лично возглавил войско выступившее против готов. Вален выступил с  войском 15-20 тыс. человек против армии готов порядка 10 тыс. человек. Римское войско потерпело полное поражение, и было обращено в бегство. Брошенный телохранителями император Валент погиб при неизвестных обстоятельствах.

    Новый император Феодосий предпринял энергичные меры для войны с готами, благодаря рекрутскому набору  укрепил армию. Затем, вступив в переговоры с готами,  добился мира.

    По мирному договору от 3 октября 382 года готам, возглавляемым вождем Фритегерн, было разрешено селиться в Мезии и Фракии, Иллерике. Они стали частью войск императора. Им стали выплачивать жалованье из казны, освободили от налогов, они получали из государственных складов военное снаряжение.  Феодосий разрешил готам  справлять христианские обряды по арианским канонам.

    Плачущий лев.   (4-5 века -? Государство Вестготов.) Бухарест. Фото Лимарева В.Н.

    В конце 4 века новый конфликт между готами и Византией.

    После смерти Феодосия Великого  вестготы восстали. Вождь готов Аларих претендовал на должность главнокомандующего Имперской армией. У Римских императоров не было сил, чтобы справится с восставшими.  Пытаясь удовлетворить тщеславие Алариха, император Восточной империи Аркадий  даровал Алариху  звание магистра в Иллирии. Аларих начал военные действия против армии Западной Римской империи под командованием Стилихона, но терпит поражение, отступает  и начинает править в Иллирии, называя себя  императором  Западной римской империи.

    Кресты из вестготской базилики 5-7 века. Basilica VEGA DER MAR.   Испания. Исторический музей г.Мадрид. Фото Лимарева В.Н.

    В 408 году, после смерти правителя вандала  Стилихона, вестготы  вторглись в Италию под предводительством Алариха.

    Ворота Рима были открыты, и  Рим был разграблен. Вестготы отошли в провинцию Кампания. Неожиданно умер Аларих.

    Новый вождь вестготов начал переговоры с императорским двором в Равенне  (столице Западной Римской империи) и обязался воевать в интересах императора. Император назначил  его своим военачальником и направил на войну в Галлию. Вестготы завоевали земли между р. Родан и Пиренеями. Начался процесс образования вестготского королевства в Галлии.

    Завоеванные вестготами земли в Аквитании (юго-западная часть Галлии)  императорских двор в Равенне, заключив  соглашение с вождем вестготов Валлия (415-418 гг.), передал им для проживания.  Войны получили земельные наделы, конфискованные у местного населения, и  стали жить в соответствии с римским правом.

    Вождь вестготов, приемник Валлия, сделал своей резиденцией Толоза (Тулузу).

    Позже вестготам удалось установить свою власть над Испанией и Италией.

    Так Дакия, бывшая в свое время провинцией Римской империи,  завоевала Европу.

    Вестготы была носителем новой уникальной культуры, которая имела латинские корни, восприняла христианство, примерила христианство с римским язычеством,  хранила традиции древних римлян,  и эта новая культура стала утверждаться в Западной Европе.

    В шестом веке произошла катастрофа, и истоком этой катастрофы было не нашествие варваров из глубин Азии, а действия фанатиков христиан из Византии. В то время когда арианцы были веротерпимы, никейцы, при правлении в Византии императора Юстиниана, были нетерпимы к любому инакомыслию. Юстиниан издал закон «о лишении   земных благ тех, кто неправо поклоняется истинному Богу». Фанатики никейцы и крещеные по их обряду варвары -  германское  племя лангобардов огнем и мечем стали искоренять арианство в Европе. Разрушены были все города Италии.

     Милан был снесен до основания. Неаполь разграблен и разрушен.  Плодородная Компания превратилась в пустыню.  На площадях  в разрушенном и опустевшем Риме лангербарды пасли скот. Римское право повсеместно было отменено. Лангобардами было разрушено вся государственная и административная система. Местные муниципальные  органы прекратили свое существование. Готы (вестготы и остроты) подвергались поголовному уничтожению.

    В Испании активно действовали никейцы, подстрекаемые Византией. По сути, вестготское Испанское королевство было в состоянии гражданской войны. Отказ вестготской знати от арианства и принятие  никейства (православие), в  589 г. положило конец раздорам, и  стабилизировал положение Вестготском королевстве, которое заняло весь Пиренейский полуостров.

    Король  вестготов Реккаред, принявший никейство,  приказал сжечь все арианские книги.

    До прихода мусульман в 711 году в Вестготском королевстве сохранялись ряд позднеримских законов. Чиновники получали государственное жалование, была сохранена римская налоговая система, таможенная и монетная система, работала римская почта. Мусульмане в 711  заняли Испанию практически без сопротивления со стороны местного населения.

    Вестготская Испания вошла в состав Арабского халифата, затем после распада Арабского Хаоифа в Испании  образовался процветающий Кордовский эмират просуществовавший с 755-929 г н.э, где правили пресвященные мусульмане.

     В это время в Европе было мрачное Средневековье: римская культура была уничтожена повсеместно, люди селились простых хижинах, предпочитая их дворцам, к любой учености относились с пренебрежением, признавая только истины, передаваемые им священниками никейцами, население поголовно было безграмотно.   В седьмом веке в Европе было трудно отыскать человека, который мог бы составить грамотно документ.

    Европа стала узнавать Римскую культуру и Римскую ученость после завоевания Испании, от потомков бывших вестготов, принявших ислам, и вновь обращенных в «истинную веру» после завоевания Испании крестоносцами.

    Так  частично была сохранена и передана вестногами  из Румынии в Испанию древнеримская культура – став одним из истоков современной европейской культуры.

    Сельское же население в  Румынии сохранила почти без изменения язык,  который достался ими от своих великих предков римлян и готов и жизнестойкость, т.е. способность выживать в самых сложных условиях, при любых правителях.

    Короны вестготских коралей (6-7 век). Марид. Исторический музей.   Фото Лимарева В.Н.

    4. Румыния в 15-16 веках  на переднем фронте борьбы с тюрками-османами.  Протестанты в Румынии.

    В традиционном туристическом маршруте  по Румынии уделяется много внимание посещению протестантских церквей в Трансильвании, поселениям немцев в Румынии.  При этом экскурсоводы обращают внимание на то, что большинство протестантских церквей  были прежде католическими соборами.

    Перед рыцарской охотой. Фрагмент средневековой шпалеры. Белград. Художественный музей.   Фото Лимарева В.Н.

    Распространение протестантизма в Румынии связывают  с тем, что  власть в регионе в 16 веке принадлежала саксонцам, жившим в Трансильвании   с начала 13 века. Такое внимание можно объяснить тем, что  много туристов из Германии посещают этот регион.

    Как же появились саксонцы в Трансильвании.

    «Трансильванские саксы — этнические немцы, составлявших основное население исторической области Бурценланд в Трансильвании (современная Румыния). За всеми немецкими колонистами в Румынии закрепилось название «саксы», хотя большинство выехало не из Саксонии, а из долины Мозеля.

    Немецкая колонизация Трансильвании развернулась в середине XII века, когда венгерским королем Гезы II были приглашены  немецкие рудокопы для развития местной  горной  промышленности. Кроме того, немецкие поселения вокруг Германштадта (совр. Сибиу) должны были послужить буфером в случае нападения на Венгерское королевство кочевых орд с востока.

    Вторая волна колонизации началась в 1211 году, когда королём Андрашем II в Бурценланд были приглашены оставшиеся без дела после свёртывания крестовых походов тевтонские рыцари. Для оказания отпора половцам, они перекрыли карпатские перевалы крепостями и замками, такими, как Кронштадт (совр. Брашов).
    В 1438 году вместе с мадьярами и секеями саксы составили союз трёх наций, державший в своих руках управление Трансильванией до конца XVIII века».

    Остатки крепости построенной рыцарями в районе города Сибиу. (Румыния).   Фото Лимарева В.Н.

    К середине 15 века давление турок на Венгрию усилилось,  и Трансильвания стала тем рубежом, который им не удалось преодолеть.

    Австрийский герцог Альбрехт V Габсбург был единогласно избран курфюрстами германским королем 18 марта 1438 года под именем Альбрехт 2.

    1 января 1438 года Альбрехт был коронован королём Венгрии под именем Альберта.

    Турки  в это время подошли к границе Венгрии.

    В связи с военной экспансией турок, Альбрехт призвал венгерское дворянство к оружию на защиту своего королевства и лично возглавил поход на турок, но у турок был значительный перевес в силах и,  не вступив в бой, войско Альбрехта (Альберта) обратилось в бегство. Во время бегства, достигнув крепости Коморн (Комаром) в конце октября 1439 года, Альбрехт заболел дизентерией и умер. В 1440 году турки предприняли наступление в придунайских областях, разрушили дунайскую крепость Семендрию и шесть месяцев о безуспешно осаждали Белград.

    После смерти короля Альберта в 1439 году между Гамбургским домом Германии и Польским королевством развернулась война за Венгерский престол. Трон занял шестнадцатилетний польский король Владислав.  К 1444 году был подготовлен крестовый поход. По призыву папы Евгения 4 в крестовом походе против турок кроме венгров участвовали польские, немецкие рыцари…и албанцы во главе с национальным героем албанцев Скандербегом. Армия крестоносцев двинулась по направлению к столице Османской империи Эдирне.

    В битвы у города Варна крестоносцы потерпели  жестокое поражение. Король Владислав погиб. Престол занял  шестилетний ребенок Ласло V.  Власть в Венгрии  фактически перешла к талантливому полководцу Яноше Худьяди. Яноше Худьяди поднял на борьбу с турками население Трансильвании, собрал ополчение и нанес поражение  в 1456 году туркам под Белградом.

    Эта победа остановила продвижение турок-османов в Европу.

    «После прихода к власти в Османской империи Селима 1 (1512-1520), турки начали активную военную экспансию. Они захватили Азербайджан, часть Армении, часть Грузии, Дагестан, Курдистан, затем Сирию и Египет, нанесли поражение Венеции и вынудили выплачивать ежегодную дань туркам, за право пользоваться своими торговыми факториями на Кипре и Крите.

    Султан Сулейман (1520-1566) взял Белград, разбил чешско-венгерскую армию, и большая часть Венгрии была превращена в турецкую провинцию.

    В 1529 году Сулейман осаждал Вену, но взять не смог, так как на помощь Вене двинулась армия Карла 5, узнав об этом, Сулейман отступил. Значительные завоевания у турок были и в мусульманском мире. Османская империя в 16 веке объединила в своих границах владения Византийской империи и Арабского Халифата. В руках султана была большая часть Средиземного моря, Красное море и Персидский залив. Сулейман заключил с Французским королем Франциском 1 договор против Габсбургов и активно помогал французам в борьбе с общим врагом».

    Горожане молятся о благополучии  города Сибиу. Протестанский  собор в в городе Сибиу (Румыния).   Фото Лимарева В.Н.

    Хочу обратить Ваше внимание, что в 16 веке наступил кризис Латинской цивилизации и прежде всего потому, что  деградировавшая католическая церковь  потеряла свой авторитет  в Европе и не могла организовать достаточно серьезное сопротивление экспансии турок-османов.

     Начиная с 16 века  в Европе возникло реформаторское движение, ставшее истоком для современного мировоззрения.  В то время как католики, сдавая свои позиции в мире,  даже шли на соглашения с мусульманами, а православный  едином фронтов выступали  с мусульманами против католиков, протестанты же относительно уступкам мусульманам занимали непримиримую позицию.

    В 1514 году по призыву Папы Льва 10 был организован очередной поход против турок. В армию для крестового похода было завербовано 40 тысяч крестьян. Н крестьяне обратили свое оружие против местных феодалов и против католической церкви. Затем вооруженные столкновения перешли в настоящую войну во главе восставших  стал солдат Дьердь Дожа. Крестьяне требовали провозглашения всеобщего равенства. Дьердь Дожа объявил Венгрию республикой. Феодалам удалось разбить отряды крестьян, Дьердь Дожа был казнен.

    Крестьянские восстания 1524- 1526 годах  прокатились и по Германии и там крестьяне выступали против католических священников и местной элиты.

    В Саксонии происходили так же многочисленные выступления крестьян.  

    Это была хорошая почва для распространения протестантизма.

    Памятная доска посвященная Матрину Лютеру в протестанском соборе в Румынии.  Фото Лимарева В.Н.

  • Победа протестантизма над католицизмом (историческая хроника: 1370-1648 гг).

  •  «Вождём религиозной революции стал Мартин Лютер. Глубоко верующий по натуре, он вскоре по окончании Эрфуртского университета постригся в монахи-августинцы (1505). В 1509 году занял кафедру философии в Виттенбергском университете, но затем защитил богословскую диссертацию, стал доктором теологии и перешёл на кафедру богословия. Одновременно читал проповеди в церкви и имел в этом большой успех. В 1510 году Лютер совершил деловую поездку в Рим и был потрясён тамошними легкомысленными нравами.

    Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось в 1517 году — он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции. Этот шаг вызвал волну солидарности, поддержанную саксонским курфюрстом Фридрихом Мудрым и быстро распространившуюся по всей Германии.

    Труды Лютера были известны среди трансильванских немцев уже с 1519 года.

    Обращение протестаского проповедника в Брашове. Черная церковь Брашова. Румыния.   Фото Лимарева В.Н.

    Около 1527 года Реформация распространилась на всю Скандинавию, в особой форме англиканства, на Англию…

    К 1530 году 51 из 65 «имперских городов» в империи Карл V стали протестантскими. Из германских земель Реформация победила в Саксонии, Пруссии, Померанни, Вюртемберге, Бранденбурге, Мекленбурге…»

    Начало Реформации в Трансильвании связывают с именем учёный и теолог немецкого происхождения  Йоханнеса Хонтеруса уроженца Кронштадта (Брашова)

    В 1530 году Йоханнеса Хонтеруса после обучения в Венском университете вернулся в Трансильванию, а в 1533 году поселился в родном городе Кронштадт. К этому времени он стал последователем лютеранства, которое активно проповедовал в Трансильвании и занимался научной деятельностью: создавал карту звездного неба. Он реорганизовал местную школу (существующую до настоящего времени под названием «Школа Йоханнеса Хонтеруса») и создал типографию, в которой публиковал лютеранскую литературу. Так же способствовал созданию в регионе фабрике по производству бумаги.

    Благодаря Хонтерусу, начиная с 1542 года лютеранство получило достаточно широкое распространение в регионе».

    Памятник Йоханнесу Хонтерусу у  черной церкви в  Брашове. Румыния.   Фото Лимарева В.Н.

    Воспоспользовавшись религиозной смутой в 1526 году турки предприняли наступление на Венгрию и разгромили под г. Мохачем войско венгерских феодалов. Большая часть Венгрии были присоединены к Турции. Западная Венгрия, включая Трансильванию осталась не завоеванная турками и подчинилась австрийским Габсбургам.

    После отречения от власти императора Карла 5 в 1556 году, императором Священной Римской империи стал его брат Фердинанд 1 (1556-1564). Основные проблемы, которые приходилось решать императору, это борьба с турками, утверждение своей власти в Чехии и Венгрии и поиск компромиссов между католиками и протестантами.

    Сменивший его сын Максимилиан 2 (1564-1576) придерживался протестантских взглядов.

    В 1568 году после очередной войны с Османской империей   Максимилиан заключил с султаном  Селимом 2 мирный договор с выплатой туркам дани в течение 8 лет.

    Примечание:

    Я посетил Румынию потому, что меня интересовала уникальная и  поэтому интересная история этого государства, но как раз истории Румынии было уделено не так много места во время моей поездки по маршруту  Сказочная Румыния.  Главное было знакомство с культурой этого государства сформировавшегося на территории бывшей провинции Римской империи и  красотой Восточных Карпат. Я невольно был вовлечен во время поездки в дружеские застолья сформировавшегося во время поездки коллектива и, после определенной дозы выпитого во время застолья молдавского вина, к участию в танцах под молдавскую музыку.

    Ужин туристов в румынском селе Сибиел.   Фото Лимарева В.Н.

    Были так же страшилки с участием Дракулы. Рассказывали про жуть средневековья…

    О самобытном  молдавском народе   особый разговор.  Я предполагаю написать о молдаванах статью в рамках моего проекта «Современная Западная цивилизация».

    Автомобильная пробка в молдавском селе (Румыния).   Фото Лимарева В.Н.

    Восточные Карпаты. (Румыния).   Фото Лимарева В.Н.

    Танец туристов после ужина. Румыния. Тур Сказочная Румыния.   Фото Лимарева В.Н.



    Дворец румынского короля. Румыния. Тур Сказочная Румыния.   Фото Лимарева В.Н.

  • главная