Лимарев В.Н.
Отличие
Западного мышления от Восточного.
«Западные и восточные традиции имеют свою историю, которые
сформировали несходные установки образа
жизни, мировоззрения.
Западное и восточное полушарие нашей планеты так же отличны друг
от друга по образу мышления, как правое и левое полушарие человеческого мозга.
Мы типичные наследники европейской культуры и воспитаны в духе
прагматизма, индивидуализма и научного подхода к вещам и испытываем
неуверенность и даже страх, столкнувшись с восточной мудростью.
Жители востока воспитаны на идеях восточных мыслителей. Восточная мудрость
находит себе применение в повседневной жизни. Главные направления восточной
философии: индуизм, буддизм, даосизм и конфуцианство.
Среди великих мировых цивилизаций, китайская уникальна тем, что
на протяжении почти всей своей длинной и богатой истории она имела официальную
философию – своего рода замену государственной религии. Ею служило
конфуцианство, основанное на учении наиболее почитаемого в Китае мудреца Кун Фу-цзы. Его учение и стала непосредственной опорой бюрократизации, управляющей китайской
империей. Философ учил чиновником и правителей необходимости личной
добродетели, т.е. на деле выступал на духовный подход к реальным делам. Для
того чтобы занимать какую-либо должность в правительстве чиновник должен получить соответствующее
образование».
(Американский
философ Джей Стивенсон.
«Восточная философия»)
Чиновник естественно получает не традиционно европейское образование, а китайское образование.
В чем же отличие китайского образования от европейского:
Неоконфуцианство – идеология суперэтноса Цин.
Восточный образ мысли часто ценят за его
глубину, мощь и загадочность. Восточные философы пользуются особыми приемами
обоснования своих мыслей. Крайне редко
мы встретим у них прямолинейные доказательства, какое принято у западных
мыслителей. Мудрость Востока более
замысловата и уклончива, вполне в позитивном смысле этих слов. Зачастую она кажется темной и запутанной; длинное рассуждения часто
возвращается к тому же, с чего
начиналась. Имеет смысл сравнивать философское творчество восточных мудрецов с
музыкой или живописью. Как и в музыкальных композициях, в них имеются лейтмотив,
вариации на заданную тему и, наконец, финал. И если вы до конца и не понимаете, о чем речь, что - ж…?
Возможно, именно этого и добивается восточный мыслитель. И если в итоге вы так и не постигните смысла сказанного,
восточный наставник бывает вынужден
прибегать к шоковой терапии. Например, приверженец учения Дзен вполне может
ударить вас палкой. Более мягкий
последователь даосизма примется бить по вашему рассудку.
Философы Востока пытаются задействовать
скрытые возможности нашего ума – а не использовать навыки критического анализа
и исторического образования, на которые приходится 95% нашего традиционного
мышления. Речь идет о тех умственных задатках, или - за неимением лучшего термина - о том сознании, которое присуще нам, когда
мы спим, дремлем или прибываем в медитации. Восточная философия побуждает использовать
этот сегмент сознания полнее и по-новому.
Восточные мудрецы стремятся перенести нас в другое измерение бытия. Если
вы считаете, что читая буддийскую «Сутру сердца», вы находитесь в одномерном пространстве,
- значит, леность ума не преодолена. (Американский
философ Питер Ли, китаец по национальности, доктор философии, припадает в
Чикагском университете.)
Поиск смысла жизни на Востоке и на Западе:
главная