Жудинова Е.В.

Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Джон Виклиф (Уиклиф) заложил основы Реформации.

 

Проповедь Иисуса Христа (Преображение.)Англиканский собор в Гиблартаре. Фото Лимарева В.Н.

Одним из тех, кто заложил основы Реформации, был Джон Виклиф (Уиклиф).

Он родился на юге Англии в поселке Спресвелл приблизительно в 1320 г., получил образование в Оксфордском университете, который уже в то время славился своими  профессорами.   

Джон Виклиф был всесторонне образованным человеком: он занимался философией, математикой, естествознанием, но больше всего его интересовало богословие.  После окончания университета Виклиф становится преподавателем, а затем  и ректором одного из колледжей.  

С 1931 г. Виклиф служил священником в приходе Линкольншира, занимался богослужением и изучением Библии, вскоре он станет одним из лучших знатоков Священного писания своего времени.

В 1365 г. Джона Виклифа назначают ректором Кентерберийского богословского колледжа, он получает звание доктора богословия.  Позднее он становится главой королевского прихода в Лейстершире, там он проводит остаток жизни, до 31 декабря 1484 года.

В одной из проповедей для прихожан церкви Виклиф однажды сказал, что, внимательно изучая Библию, он понял, как далеко отошла Католическая церковь, руководимая папами, от первоначального апостольского христианства, и что единственным путем спасения христианской веры являются кардинальные изменения. С этого времени началась духовно-литературная деятельность доктора богословия Джона Виклифа.

Основным его тезисом стало утверждение: «Церковь должна быть такой же бедной, как во время апостолов». Со своими тезисами Виклиф стал выступать в Лондоне, причем его проповеди пользовались большой популярностью, церкви во время его выступления были переполнены.

Папа Григорий 9 послал проклятье в адрес епископа лондонского Вильяма Кортенея, в котором называл Виклифа еретиком.

В 1377 году папа направил пять булл против Виклифа архиепископу Кентерберийскому, королю Эдуарду 3, канцлеру и Оксфордскому университету.  К буллам прилагались 18 тезисов Виклифа, объявленных еретическими. В буллах папа называл Виклиф «лоллардом», то есть сеятелем плевел.

Вскоре после этого Лондонский эпископ вызвал в себе Виклифа, чтобы тот дал объяснение своим тезисам на судебном процессе. Но до суда дело не дошло: герцог Ланкастер, покровитель Виклифа, заявил, что если служители Церкви причинят Виклифу вред, то он лично расправится с английским духовенством.

В 1378 г. Джон Виклиф стал распространять листовки, причем писать он их не на латинском языке, а на английском, чтобы быть понятным народу.  В это же время он пишет свое произвдение «об истинности Священного писания», в котором  тщательно комментирует  Библию.  На основании библейских текстов ученый выдвигает свои тезисы: «богословие – знание Библии; «Христос – единственный глава Церкви»; «Церковь – совокупность всех верующих» и многое другое. Он отрицает и широко распространенное среди священников мнение о том, что Библия не может быть понятной для простых смертных, то есть для непосвященных.  Священное Писание, как утверждает Виклиф, - это достояние всех и каждого, только оно дает спасение. Библия ясна и понятна. На все претензии католического духовенства Виклиф отвечал так: «Если Слово Божие есть жизнь Вселенной и если каждое Слово Божье  есть жизнь человеческой души, то, как же смеет какой-нибудь враг Христов, перед лицом Бога, отнять его у нас, у христиан, и морить людей голодом в заблуждении?»

В работе «О папе» (1380) Виклиф сравнивает Христа с папой Римским, явно не в пользу последнее, ведь Христос  отказался от светской власти, а папа требует себе подчинения себе всех светских правителей; Христос презирал золото, он в нищете странствовал по земле, а папа живет в роскошном замке и ищет славы. Виклиф даже называет папу антихристом.

Много внимания уделено и вопросу монашества. Джон Виклиф считал, что монастыри не место спасения душ, а средоточие многих пороков, и поэтому не имеют право на существование.  Такие проповеди оказались очень действенными, и вскоре очень многие состоятельные люди Англии перестали снабжать монастыри деньгами, что привело к закрытию некоторых их них.

Как известно, католичество признавало недопустимым, чтобы простые люди читали Библию. Это могли делать только священники во время проповедей. В Европе  долгое время Библия была запрещенной книгой для простого народа.  Недоступность Библии делало ещё и то, что в то время она существовала в Западной Европе только на латинском языке и все церковные служения велись  на латыни. Заслуга Джона Виклифа в том, что он перевел на английский язык Новый Завет, а его друг Николай Хирфорд – Ветхий Завет.  

В 1379 году появилась знаменитая работа «О евхаристии», вызвавшая негодование большинства представителей духовенства.  В ней Виклиф категорически не соглашается с католическим учением  о том, хлеб и вино, которые вкушают верующие во время причастия, по молитве священника  превращаются в Тело и Кровь Христовы.

Реформатор не признает этого, говоря о том, что хлеб остается хлебом, а вино – вином, что таинство имеет не сакраментальный характер, как утверждают католические священники, а только символический.

Идеи Виклифа приобрели немало последователей, множество людей  были на стороне лоллардов, среди них практически все профессора Оксфордского университета.

Духовенство стало настаивать на том, чтобы лишить Виклифа возможности проповедовать и отлучить от Церкви.

18 ноября 1382 года в Оксфорде состоялся суд служителей папы, на котором присутствовал король и представители парламента. И король и парламент были на стороне проповедника, поэтому его не только не отлучили, но и оставили право проповедовать. 31 декабря 1384 года Джон Виклиф умер. Но его идеи вызвали отклик у многих европейских богословов и философов.

  • главная