Жудинова
Е.В.
Джон Виклиф (Уиклиф) заложил основы Реформации.
Одним
из тех, кто заложил основы Реформации, был Джон Виклиф (Уиклиф).
Он
родился на юге Англии в поселке Спресвелл приблизительно в 1320 г., получил
образование в Оксфордском университете, который уже в то время славился своими профессорами.
Джон
Виклиф был всесторонне образованным человеком: он занимался философией, математикой,
естествознанием, но больше всего его интересовало богословие. После окончания университета Виклиф
становится преподавателем, а затем и ректором
одного из колледжей.
С
1931 г. Виклиф служил священником в приходе Линкольншира, занимался богослужением
и изучением Библии, вскоре он станет одним из лучших знатоков Священного
писания своего времени.
В
1365 г. Джона Виклифа назначают ректором Кентерберийского богословского колледжа,
он получает звание доктора богословия.
Позднее он становится главой королевского прихода в Лейстершире, там он
проводит остаток жизни, до 31 декабря 1484 года.
В
одной из проповедей для прихожан церкви Виклиф однажды сказал, что, внимательно
изучая Библию, он понял, как далеко отошла Католическая церковь, руководимая
папами, от первоначального апостольского христианства, и что единственным путем
спасения христианской веры являются кардинальные изменения. С этого времени
началась духовно-литературная деятельность доктора богословия Джона Виклифа.
Основным
его тезисом стало утверждение: «Церковь должна быть такой же бедной, как во
время апостолов». Со своими тезисами Виклиф стал выступать в Лондоне, причем
его проповеди пользовались большой популярностью, церкви во время его
выступления были переполнены.
Папа
Григорий 9 послал проклятье в адрес епископа лондонского Вильяма Кортенея, в
котором называл Виклифа еретиком.
В
1377 году папа направил пять булл против Виклифа архиепископу Кентерберийскому,
королю Эдуарду 3, канцлеру и Оксфордскому университету. К буллам прилагались 18 тезисов Виклифа, объявленных
еретическими. В буллах папа называл Виклиф «лоллардом», то есть сеятелем
плевел.
Вскоре
после этого Лондонский эпископ вызвал в себе Виклифа, чтобы тот дал объяснение
своим тезисам на судебном процессе. Но до суда дело не дошло: герцог Ланкастер,
покровитель Виклифа, заявил, что если служители Церкви причинят Виклифу вред,
то он лично расправится с английским духовенством.
В
1378 г. Джон Виклиф стал распространять листовки, причем писать он их не на
латинском языке, а на английском, чтобы быть понятным народу. В это же время он пишет свое произвдение «об истинности
Священного писания», в котором тщательно
комментирует Библию. На основании библейских текстов ученый
выдвигает свои тезисы: «богословие – знание Библии; «Христос – единственный глава
Церкви»; «Церковь – совокупность всех верующих» и многое другое. Он отрицает и
широко распространенное среди священников мнение о том, что Библия не может
быть понятной для простых смертных, то есть для непосвященных. Священное Писание, как утверждает Виклиф, -
это достояние всех и каждого, только оно дает спасение. Библия ясна и понятна.
На все претензии католического духовенства Виклиф отвечал так: «Если Слово
Божие есть жизнь Вселенной и если каждое Слово Божье есть жизнь человеческой души, то, как же смеет
какой-нибудь враг Христов, перед лицом Бога, отнять его у нас, у христиан, и
морить людей голодом в заблуждении?»
В
работе «О папе» (1380) Виклиф сравнивает Христа с папой Римским, явно не в
пользу последнее, ведь Христос отказался
от светской власти, а папа требует себе подчинения себе всех светских
правителей; Христос презирал золото, он в нищете странствовал по земле, а папа
живет в роскошном замке и ищет славы. Виклиф даже называет папу антихристом.
Много
внимания уделено и вопросу монашества. Джон Виклиф считал, что монастыри не
место спасения душ, а средоточие многих пороков, и поэтому не имеют право на
существование. Такие проповеди оказались
очень действенными, и вскоре очень многие состоятельные люди Англии перестали
снабжать монастыри деньгами, что привело к закрытию некоторых их них.
Как
известно, католичество признавало недопустимым, чтобы простые люди читали
Библию. Это могли делать только священники во время проповедей. В Европе долгое время Библия была запрещенной книгой
для простого народа. Недоступность Библии
делало ещё и то, что в то время она существовала в Западной Европе только на
латинском языке и все церковные служения велись
на латыни. Заслуга Джона Виклифа в том, что он перевел на английский
язык Новый Завет, а его друг Николай Хирфорд – Ветхий Завет.
В
1379 году появилась знаменитая работа «О евхаристии», вызвавшая негодование большинства
представителей духовенства. В ней Виклиф
категорически не соглашается с католическим учением о том, хлеб и вино, которые вкушают верующие
во время причастия, по молитве священника превращаются в Тело и Кровь Христовы.
Реформатор
не признает этого, говоря о том, что хлеб остается хлебом, а вино – вином, что таинство
имеет не сакраментальный характер, как утверждают католические священники, а
только символический.
Идеи
Виклифа приобрели немало последователей, множество людей были на стороне лоллардов, среди них
практически все профессора Оксфордского университета.
Духовенство
стало настаивать на том, чтобы лишить Виклифа возможности проповедовать и
отлучить от Церкви.
18
ноября 1382 года в Оксфорде состоялся суд служителей папы, на котором
присутствовал король и представители парламента. И король и парламент были на
стороне проповедника, поэтому его не только не отлучили, но и оставили право
проповедовать. 31 декабря 1384 года Джон Виклиф умер. Но его идеи вызвали
отклик у многих европейских богословов и философов.
главная